Махровые розовидные пионы остаются в России самыми востребованными и любимыми, соответствуя нашему представлению о совершенном цветке
Такое выражение стали применять, когда вновь и вновь приходилось отвечать на во-просы о классическом облике пиона. Большинство таких сортов созданы селекционерами Франции в XIX - начале XX вв.
Часто это старые кусты, доставшиеся по наследству и продолжающие расти и цвести на участке. Причем цветоводы обычно не желают расставаться с ними, даже трогать или делить. И хоть старыми мы считаем пионы, возраст которых превышает 10 лет, неоднократно я видел растения, живущие на одном месте по 30-50 лет. В моем саду благополучно цветет знаменитый сорт ‘Sarah Bernhardt' - ему уже более 40 лет.
По представлениям первых европейских селекционеров классический пион должен был быть махровым и иметь розовидную форму цветка. Лепестки крупные, плотной текстуры, с незаметными тычинками и пестиками или без них. Переход от внешних к внутренним лепесткам плавный и незаметный. Окраска цветка однотонная или с плавными переходами, не контрастная.
И еще один важный момент: пион должен обладать приятным сладковатым запахом.
Когда в начале XIX века в Европу из Китая попали сорта пиона молочноцветкового, второй родиной для них стала Франция. Секрет успеха французских селекционеров - целенаправленность действий и преемственность трех поколений искусных садовников. Первым стал известен Лемон Николас, королевский садовник, автор нескольких сортов. Его ‘Edulis Superba (1824) присутствует в современных каталогах и постоянно экспонируется на московских выставках пионов. Хотя он и не обладает идеальной розовидной формой, аромат него великолепный!
Великий селекционер того времени Виктор Лемуан (Lemoine), продолжая работать с коллекцией Крусса, завершил эру классицизма в селекции, создав ряд непревзойденных шедевров: 'Argentine’, ‘Enchanteresse’, ‘La Lorrain, 'Le Cygne, 'Mont Blanc’, ‘Sarah Bernhardt’, ‘Solange. Итак, главная цель была достигнута - создана коллекция сортов с идеальной, по представлениям того времени, розовидной формой цветка белой и розовой окраски и с приятным ароматом.
Для создания коллекции «классики» потребовалось более 75 лет. Отметим трех самых известных селекционеров той эпохи.
Кало (Calot) из Дуэ в 1850-1872 годах создал много распространенных сегодня сортов: 'Duchesse de Nemours‘Couronne d’Or', 'Marie Lemoine, ‘Reine Hortense, ‘Philomele, 'Eugenie Verdier. Ни один из них не имел совершенной розовидной формы, но ‘Duchesse de Nemours' уже обладал изумительным ароматом.
Крусс (Crousse) из Нанси приобрел коллекцию Кало и в 1872-1898 гг. создал множество сортов, популярных и в наше время: ‘Albatre, 'Albert Crousse, 'Gismonda'Marie Crousse. Отметим еще 'Mons Jules Elie, по современной классификации, с бомбовидной формой цветка.
Сегодня 50-70% объемов продаж остаются за пионом розовидной или близких к ней махровых форм. Старинные сорта оказались наиболее практичными: они долго сохраняют свежесть, хороши для срезки, поскольку на кусте остается много листвы, чтобы растение получало все необходимое для развития и могло заложить цветочные почки на следующий год. Конечно, под тяжестью цветков стебли иногда поникают, но можно использовать специальные опоры или выбирать сорта с прочными стеблями.
В XX веке коллекция классики пополнялась в основном за счет сортов из США, куда пе-реместился центр селекции. Центр цветка теперь мог быть чуть приоткрытым, с бутоном в центре, или приподнятым. В окраске появились двухцветные сорта, с крапом и даже с контрастными мазками, от чего прежде стремились избавиться. Созданы сорта красного цвета. К сожалению, многие отмечают потерю сладкого «пионового» запаха у большинства новых сортов.
Среди пользующихся у нас успехом сортов из США:
Пережив бум западных новинок, в последние годы мы стали проявлять интерес к отечественным сортам. Ежегодные специализированные выставки пионов клуба «Цветоводы Москвы» объективно отражают современные предпочтения. Приоритетным направлением селекции в СССР, а позднее и в СНГ (в России, Украине и Казахстане) всегда оставалась розовидная форма. Наши отечественные сорта, встречаясь на выставках с «передовиками» Запада, выглядят вполне конкурентоспособными. Отмечу по своему опыту: как правило, они более жизнестойкие, быстро развиваются и цветут обильно. Среди популярных:
Сорт |
Описание |
‘Albert Crousse’ (Crousse, 1893, Франция) |
Розово-сиреневый. Стебли сильные. |
‘Asa Grey’ (Crousse, 1886, Франция) |
Бледный, розово-сиреневый с заметными красными отметками. Душистый. |
‘Alma-Ata’ (Скакодуб, 1979, СССР) |
Белый, с сильным запахом. |
‘Blush Queen’ (Hoogendorn, 1949, США) |
Крупный цветок трехцветной окраски: белорозовый, желтый и розовый в центре. Стебли мощные. |
‘Carl G. Klehm’ (R. Klehm, 2000, США) |
Огромный, кремово-перламутровый. Чемпион московской выставки 2012 г. |
‘Corine Wersan’ (Krekler, 1955, США) |
Изящной формы. Кремовый с палевым оттенком. Душистый. Чемпион московской выставки 2011 г. |
‘Dinner Plate’ (K. Klehm, 1968, США) |
Огромный, перламутрово-розовый, с оттенком лососевого. |
‘Duchesse de Nemours’ (Calot, 1856, Франция) |
Корончатой формы. Бело-зеленоватый. Аромат сильный. |
‘Elsa Sass’ (Sass, 1930, США) |
Идеально сложенный, чисто-белый. Стебли мощные, держат цветок. Хороший аромат. |
'Etched Salmon’ (Cousins, 1986, Канада) |
Лепестки гофрированные и собраны плотно. Светящийся, лососево-розовый. Красивый куст. |
‘Joseph Christie’ (Rosefield, 1939, США) |
Плотный цветок с бутоном в центре. Чисто-белый, с нежно-зеленоватым оттенком изнутри. |
‘Marie Lemoine’ (Calot, 1869, Франция) |
Крупный. Белый с насыщением желтого изнутри. Душистый. |
‘My Love’ (Hollingsworth, 1992, США) |
Перламутровый, с розовым сердечком при открытии. Прямостоящий. |
‘Old Faithful’ (Glasscock-Falk, 1964, США) |
Крупный, бархатный темно-красный. Высокий, стебли прочные. Чемпион московской выставки 2009 г. |
‘Paul M. Wild’ (Wild, 1964, США) |
Темно-красный, лучший среди классических красных. Прочные стебли. |
‘Pink Cotton Candy’ (Reeth, 2000, США) |
Необычное сочетание белых и розовых лепестков. Куст нарядный, с высоко поднятыми цветками. |
‘Philippe Rivoire’ (Revoire, 1910, Франция) |
Блестящий темно-красный. Стебли прочные. Представляет старейшую в мире фирму ‘LesPivoniesRiviere’ (1846 г.). |
‘Premiera’ (Виноградов, 1971, СССР) |
Насыщенный, розово-сиреневый. Хорошо держит цветки. |
‘Princess Juliana’ (Krelage, 1910, Голландия) |
Нежно-розовый, с приятным запахом. Прочные стебли хорошо удерживают цветки. |
‘Sakhalin’ (Скакодуб, 1976, СССР) |
Темный, вишнево-красный. Прекрасной формы. Стебли прочные. Душистый. |
‘Sarah Bernhardt’ (Лемуан, 1906, Франция) |
Нежно-розовый, с приятным запахом. Венец творчества Лемуана. Чемпион выставок в Москве 2001, 2003 и 2006 гг. Огромные многочисленные цветки нуждаются в поддержке. |
‘Serene Pastel’ (R. Klehm, 2000, США) |
Многоцветный: кремовый, лососево-розовый, в центре с розовым насыщением. |
‘Skarbnitsya’ (Горобец, 1994, Украина) |
Крупный, ярко-розовый, с приятным ароматом. |
‘Svetlana Sedova’ (Скакодуб, 1985, СССР) |
Обильно цветет. Огромный бело-кремовый цветок с нежно-розовым подсветом. Сильный аромат. |
‘Svetlana Udintseva’ (Дубров, 1995, Россия) |
Густо-махровый, с закрученными лепестками. Темно-розовый с широким поясом кремовой окраски. |
‘Reine Deluxe’ (R. Klehm, 2000, США) |
Яблонево-розовый, со слегка краснеющими краями. Стебли прямостоящие и держат цветки. |